ИнформацияНовостиТранспорт

Аренда авто с водителем: борьба с нелегальными перевозками

аренда авто с водителемЧерногорские законодатели работают над проектом изменений в Законе о транспортных перевозках. Один из ключевых моментов  — выделение услуги «аренда авто с водителем» в качестве отдельного вида перевозки. 

Что такое лимо-сервис

Услуга лимо-сервиса (аренда авто с водителем) не подразумевает заранее подготовленный маршрут и точное время отправления. Пользователь услуги самостоятельно определяет время и место отправления, период пользования услугой, направление следования и иные условия. Он также предлагает размер стоимость за час/день или согласно пройденному километражу. 

Проблема нелегальных перевозчиков

Основной целью изменения Закона и подзаконных актов является поиск новых путей борьбы с нелегальными поставщиками услуг в области пассажирских перевозок. Проблема теневого сектора в сфере пассажирских перевозок является одной из самых острых для легальных перевозчиков, обслуживающих, прежде всего, туристов.

Статьи расходов на данный вид деятельности «в черную» не слишком обременительны: обслуживание автомобиля и бензин. В случае «обеления» бизнеса придется уплачивать различные налоги и сборы, что, по мнению многих, сделает бизнес нерентабельным. Поэтому нелегалы не торопятся легализовываться.

Нелегальные перевозчики подразделяются на три категории.

  • физические лица, которые занимаются подобными перевозками, не являясь зарегистрированными для осуществления данной или иной деятельности;
  • официально зарегистрированные такси, которые осуществляют свою деятельность в нарушение законодательных норм;
  • компании или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные для осуществления другого вида деятельности, но при этом предоставляющие услуги пассажирских перевозок.

Самой массовой, по оценкам властей, является первая категория. И бороться с ней сложнее всего. Во-первых, ее практически невозможно выявить, поскольку автомобили не имеют никаких специальных обозначений. Во-вторых, в суде крайне сложно доказать нелегальную перевозку, т.к. нет никаких доказательств об оплате, а пассажиры вряд ли дадут соответствующие показания.

Вторая категория — таксисты. Из-за огромной конкуренции и крайне низких цен на перевозки им экономически выгоднее забрать одновременно несколько пассажиров и доставить их до места назначения по фиксированной цене, без счетчика.  Таким образом они получают большую прибыль, но при этом нарушают правила перевозки такси. 

Третья категория является сравнительно новой и развилась в течение последних лет, когда в Закон о туризме был введена новая разновидность услуги автопроката — аренда авто с водителем.

Изменения в законодательстве 

По словам разработчиков новой версии закона, речь о приведении к единому знаменателю двух законов: Закона о туризме и Закона о транспортных перевозках. В первом термин «лимо-сервис» введен в 2010 г., а во втором он подразумевается под термином «перевозка такси».

В соответствии с Законом о туризме 2010 г. предоставление услуги пассажирской перевозки с водителем разрешается туристическим компаниям. При этом данная услуга может предоставляться в пассажирском автомобиле, без ограничения количества сидений.  Одновременно в п 7. ст.54 Закона о безопасности дорожного движения говорится, что “пассажирский автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, — автомобиль, который, помимо места водителя, имеет еще 8 мест». Таким образом, закон фактически дает возможность предоставления услуги перевозки на автомобиле с 8 пассажирами.

Похожая ситуация была до 2005 г., когда по территории страны массово курсировали так называемые «маршрутки». После чего были внесены изменения в Закон о транспортных перевозках, чтобы защитить перевозчиков на дальних линиях, находившихся на пороге выживания.

В случае осуществления перевозки в службой такси, водитель такси должен иметь официальный трудовой  договор. Тогда как в отношении лимо-сервиса это условие в Законе о туризме не прописано. Поэтому при аренде авто с водителем часто ангажируют пенсионеров и водителей, трудоустроенных в других местах.  Таким образом, «дыра» в законе обеспечила возможность работать «в черную», а нелегальный сервис быстро разросся. И доходы легальных перевозчиков, соответственно, стали падать.

Некоторые особенно предприимчивые водители специально брали в аренду автомобиль с 8 пассажирскими сидениями и на нем нелегально таксовали. В период прошедшего туристического сезона на парковке аэродрома Тиват было отмечено огромное количество автомобилей с 8 пассажирскими местами, которые осуществляли незаконную перевозку.

Такая услуга, как аренда авто с водителем, безусловно, присутствует во всех мегаполисах ЕС. Потому что там она экономически оправдана. В Черногории же, где население составляет всего лишь 650.000 человек, в ней нет особого смысла. Фактически дублируются услуги такси и создается нелояльная конкуренция. И все же упразднять данный вид деятельности не планируется. Но зато планируется ограничить таким образом, чтобы перевозка была возможна на автомобилях с максимум 4 пассажирскими местами, как и такси.

До настоящего времени предоставление услуги аренды автомобиля с водителем или без регулировалось законодательным актом, надзор за исполнением которого входил в компетенцию Министерства устойчивого развития и туризма. Новый закон прекратит действие существующего акта, а контроль в этой сфере деятельности перейдет к Министерству транспорта и судоходства Черногории. Министерство транспорта должно представить проект нового закона до конца первого квартала 2019 г.

По материалам cdm.me